Яхта за 100 долларов. Трешбот

Статья не моя. На одном сайте нашел несколько постов, в которых анонимный автор рассказал о постройке и эксплуатации парусной лодки из бросовых материалов. Из-за разорванности читать всю историю было не совсем удобно.

В результате свел все в одну большую статью.

Ссылка на начальный авторский пост: http://blog.eorteam.com/trashboat-begin/

Дальше идет авторский текст и фотографии.

Часть 1

Хотя изначально я хотел вложиться в 1000 рублей. Цель была быстро сделать лодку, покататься сезон-два и бросить. То есть такую, чтоб не жалко было. Но как и у любого проекта, бюджет со временем вырос. Но и лодка стала не совсем «треш».

1.jpg

Хотя именно лодка, то есть корпус — настоящий «треш», а навороты коснулись в основном паруса. Но обо всём по-порядку.

Вдохновил меня на постройку вот такой корабль, найденный в интернете:

2.jpg

Техническое задание состояло из трёх пунктов:

  1. Вместимость — один, максимум два человека, в «пляжной» форме одежды.
  2. Чтобы 1 человек смог без машины доставить её до воды (1 — 1,5 км).
  3. Потратить не более 1000 рублей.

Долговечность и мореходность большого значения не имели. Ну а надежность должна быть достаточной, чтобы лодка не рассыпалась посреди озера.

По проекту лодка должна иметь длину 3 м, ширину 1 м, как раз под 3 листа пенопласта. Площадь паруса 4 кв.м. Дрейфу противостоят подъёмные плавники-шверцы, закрепленные по бортам.

Корпус представляет собой пенопластовый плот с верхней палубой из фанеры, услиленной продольными досками.

Парусное вооружение выбрано рейковое, как позволяющее получить парус максимальной площади при минимальной длине рангоутных деревьев. Можно было конечно заморочиться с гуари, но тогда пришлось бы усложнять конструкцию, что противоречит идеологии трешботинга. По классификации наш корабль получается «рейковый шверцбот».

Лодка спущена на воду прошедшим летом. Выявлены некоторые недостатки, надо будет их устранить к следующей навигации. Надеюсь после этого можно будет ходить острее к ветру, так как круче галфвинда не получалось. А, как известно, в галф ходит даже ведро. Яхта должна быть лучше ведра!

Хозяйке на заметку:

Галфвинд — курс парусника относительно ветра, когда ветер дует ровно сбоку, перпендикулярно направлению движения.

Рангоутное дерево — «палка», из которых строится рангоут. Рангоут — мачты, гики и прочее, что держит паруса.

Сейчас почти зима, и лодка «в сухом доке». Настало время вспомнить, как лодка строилась, какие проблемы пришлось решать, и что из этого получилось.

3.png

Часть 2

Напомню, что передо мной стояла задача сделать лодку как можно дешевле. Поэтому многие её элементы сделаны из того, что оказалось под рукой. Под рукой удачно оказались две старые балконные двери, которые были распущены на доски. Ну а обрезки деревяшек, шурупы и какой-нибудь антисептик всегда есть в наличии у трешботера. Вот фанеру, пенопласт и полиэтилен пришлось купить.

Корпус представляет из себя пенопластовый плот с фанерной палубой. Именно с неё и началось строительство трешбота.

Габариты лодки 3 х 1 м кратны размеру метрового листа пенопласта. Фанерная палуба усилена сверху планширем. В месте «излома» борта расположен бимс (или это шпангоут?), на который потом будет опираться подмачтовая балка. Корма сверху оставлена открытой, чтобы было проще сливать попавшую на палубу воду. Собственно, конструкция палубы хорошо видна на фотографиях.

4.jpg

Палуба в сборе: сверху и снизу

К палубе приклеивается два ряда 10-сантиметрового пенопласта. Ряды идут с перекрытием, как кирпичная кладка. Резать пенопласт оказалось удобно паяльником, паче того не совсем ровный срез, который получается в итоге придает «мусорный» вид лодке, что очень соответствует идеологии трешботинга.

5.jpg

Пенопластовые детали бывают замысловатой формы

Предварительно испытав несколько разных клеёв, я остановился на самом дешёвом герметике. И он меня не подвёл — пенопласт держится как приклеенный! Этим же герметиком приклеен, к пенопласту и полиэтилен. К планширю полиэтилен прижат планками из фанеры, прикрученными на шурупах. Лист полиэтилена целый, без разрезов. В местах изгиба борта, а также на носу и корме он завёрнут и так закреплён. Толщину полиэтилена сейчас сказать не могу, это обычный двухслойный рукав из хозмага, довольно плотный.

Для защиты от повреждений на носу лодки сделан форштевень, укреплённый распоками. Вообще, так как наружный слой из полиэтилена, да и пенопласт довольно мягкий материал, то плавание по корягам и веткам лодке противопоказано. Но как показал опыт, прибрежные камыши вреда не причиняют. По крайней мере никаких видимых повреждений не наблюдается. Единственное, после дня на воде под пенопластом образовался конденсат, который испарился через пару дней на суше.

После всех манипуляций, лодка приобрела такой вид.

6.jpg

Правда здесь уже много «лишних» парусных деталей.

Часть 3

Мой 100-долларовый трешбот вооружён рейковым парусом площадью 4,0 кв.м. От первоначального замысла вооружить его ещё пятифунтовыми полукулевринами пришлось отказаться из соображений грузоподъемности. Да и дымный порох сейчас можно раздобыть далеко не на каждом захваченном галеоне.

К созданию паруса я подошёл со всей ответственностью. Парус сшит из синтетической ткани «оксфорд» плотностью 120 г/кв.м.

7.jpg

Чертеж паруса

Для создания пуза при раскрое были заданы серпы по шкаторинам — 3% по верхней и 2% по нижней. Верхняя и нижняя шкаторины усилены ликтросом, через каждые 5 см паяльником проделаны отверстия, через которые шкаторины пришнуровываются к рейку и гику. Передняя шкаторина должна быть хорошо растянута, поэтому она усилена плетёной синтетической лентой, шириной 2,5 см.

Рангоут деревянный, из цельных сосновых брусьев.

Мачта 3,03 м сечением 4х5 см, скруглённая, квадратным оставлен только шпор. На высоте 52 см крепится верлюг гика. Гик 2,4 м сечением 5х4 см в центре и 4х4 см по краям, реёк 2,5 м сечением 4х4 см.

Степс укреплён на подмачтовой балке, и позволяет заваливать мачту на корму. Для этого надо ослабить штаг, немного приподнять мачту (шпор выйдет из квадратного гнезда на балке) и мачту можно опустить назад.

8.jpg

На фото видны также оттяжка гика, и утка для фала (синяя верёвка) на хомуте вертлюга. На переднем плане — поднятый шверц

Дрейфу противодействуют два шверца, опускаюшиеся по бортам корпуса. Каждый шверц плоско-выпуклого профиля, шириной 28 см и погружён в воду примерно на 90-100 см. Собран шверц из двух досок толщиной 18 мм, соединенных 4-мм фанерой с одной стороны. В верхней части усиление из этой-же доски. Шверцы установлены под углом к диаметральной плоскости. Рекомендуется около 3 градусов «внутрь», но как получилось не знаю — сверлил «на глаз». Оси шверцев — это трубчатые ножки от бабушкиной табуретки, закрепленные на бимсе палубы.

9.jpg

Шверц

На корму одевается руль, похожий на весло. Перо руля из куска 10-мм фанеры.

Часть 4

Первый спуск на воду состоялся в июне 2013 года. Прошёл он тихо и незаметно — плюхнул на воду, сделал кружок, «ну а теперь пошли ставить палатку». Даже никакой бутылки пива не было разбито о форштевень, не говоря уже о шампанском. Может быть поэтому лодка ходит плохо.

А теперь, исповедуя научный подход, займёмся анализом недостатков и разработкой методов их устранения.

1. Лодка не отцентрирована

Центр бокового сопротивления смещён вперёд относительно центра парусности, поэтому лодка постоянно приводится. Правда с набором скорости начинает работать руль, и можно идти ровно. Но острее, чем галфвинд, лодка всё равно не идёт.

Изначально я хотел делать бушприт со стакселем, в таком случае ЦБС оказывался на месте. Но потом стаксель отменился, а цверцы остались на месте «по историческим причинам». Да и мне самому интересно было попробовать как поведет себя лодка.

Решение: сместить шверцы в корму.

2. Парус сильно скручивается

10.jpg

От ветра сильно разворачивает реёк, и никакое подтягивание шкота не помогает. Из-за этого угол атаки паруса регулируется только внизу, а верхняя часть развёрнута почти по ветру, и парус работает неэффективно.

Это одна из причин, по которой не получается ходить острыми курсами.

Решение: нужна дополнительная снасть, подтягивающяя передний нок рейка. Куда она будет вести — к носу, или к вант-путенсам, пока не ясно. Попробую оба варианта.

3. Ванты растягиваются под нагрузкой, и мачта наклоняется

Разбалтывается степс, что снижает его надёжность. Корпус не кренится, шверцы работают не так эффективно.

Вообще рекомендуется поднимать наветренный шверц, чтобы работал только подветренный. А благодаря тому, что он немного повёрнут «внутрь», его подъемная сила направлена под углом к диаметральной плоскости, что снижает дрейф. Кроме того, случае крена изменяется форма погруженной части корпуса, благодаря скуле он становится «более килеватым» и ровнее стоит на курсе. Да и вообще, все яхты ходят с креном, а наш трешбот — тоже яхта!

Решение: заменить ванты и штаг на более жёсткие.

4. Прочее

Обнаружились еще некоторые мелкие недостатки, не сильно влияющие на ходовые качества. Некоторые, как например, чрезмерная длина румпеля, устранились сразу на месте с помошью ножовки. Ну а некоторые я исправлю на верфи.

Часть 5

В прошлый раз я описал недостатки Трешбота, выявленные во время пробных покатушек. Пришла пора их устранить и посмотреть к чему это привело.

11.jpg

«Трешбот-М»

Посмотрим же что изменилось после модернизации. Недостатки пронумерованы в том же порядке, что и в предыдущем посте.

1. Лодка не отцентрирована

Ось шверцев смещена в корму. Теперь всё по науке — центр шверца смещён на 10% длины ватерлинии в корму от Центра парусности. Конструкцию конечно можно было бы сделать поизящнее и полегче, но мне стало лень разбирать, а потом собирать пол-лодки. Я подозревал, что станет неудобно сидеть, но нет — не мешает, сидишь позади этой балки.

12.jpg

2. Парус сильно скручивается

Введена снасть, подтягивающая передний нок-бензельный угол паруса к носу. В справочниках я не нашёл название такой снасти, да и фактов её применения вообще. По аналогии буду её назвать «реёк-оттяжкой», или «верхним галсом». Скручивание паруса уменьшилось, но передняя шкаторина паруса уже не так сильно натянута, как должна. Но даже не смотря на это, лодка пошла против ветра! Лавировочный угол невелик — порядка 60 градусов. При сильном ветре острее.

13.jpg

Справа: реёк меньше отклоняется от ДП

3. Ванты растягиваются под нагрузкой, и мачта наклоняется

Ванты заменены на капроновые, сделанные из 4 обычных капроновых шнуров. Штаг остался прежним, и немного пружинит. Благодаря этому его можно натянуть на карабин. Мачта почти перестала наклоняться, и на порывах ветра лодка заметно кренится.

4. Прочее

Сюда вошли мелкие недоработки и неудобства, не влияющие на ходовые качества. Но если их устранить, кататься на яхте станет комфортнее. Все придирки я оформлю в виде отдельного списка:

  1. Из-за переноса шверцев, стало неудобно закреплять шкот на утках. Можно изменить проводку шкота, и сделать для него какой-нибудь cтопор.
  2. На лодке неудобная посадка, без опоры для спины, поэтому в первое время спина начинает побаливать. Но примерно через час это проходит — организм привыкает или сам приноравливается к новой позе. С прошествием времени просто перестаешь замечать неудобство. Но в конце дня усталость спины даёт о себе знать. Ну, это скорее неустранимая проблема. Кресло на такую лодку не поставить.
  3. Перо руля не откидывается, а жёстко прикручивается к балеру. При заходе на мель руль упирается в дно. Есть несколько идей на этот счёт.
  4. Руль нельзя зафиксировать в определенном положении. Можно лишь прижать ногой, но это не всегда возможно, например если нужно сходить на нос лодки. С брошенным рулем лодка уваливается, а это неправильно и опасно. Лодка должна слабо приводиться и становиться носом к ветру. Я сильно сместил шверцы в корму.
  5. На палубе, особенно в носовом треугольнике, скапливается вода. Брызги во время шквала, или во время дождя. Если из участка между мачтой и шверцами воду можно слить на кормовую палубу (бимс, на котором крепятся шверцы не прикручен к палубе, и её можно продавить, образуется «дырка»), а оттуда через корму за борт, то в носу вода стоит всё время. Нужно сверлить переборку.

Как видно, нет предела совершенству! Так что доработки, эксперименты и инновации продолжатся.

Часть 6

Ежегодно в штате Невада, прямо в пустыне Блэк-Рок проводится фестиваль современного искусства «Burning Man». Кульминацией восьмидневного перфоманса является сжигание большой деревянной фигуры человека. Именно это и дало название фестивалю — «горящий человек».

Фестиваль «Burning Boat» — наш ответ «Burning Man»!

Правда он пока не достиг такого размаха, но и проводится меропрятие лишь в первый раз. Как ясно из названия, сжигаем лодки. Ведь вопреки словам классика, сжигать корабли никогда не выйдет из моды.

Первым героем нашего фестиваля стала моя 100-долларовая яхта. Разумеется не целиком, а только корпус. Дело в том, что он уже отслужил свой ресурс, необработанная древесина растрескалась, стала разрушаться, и это в будущем могло привести к аварии на воде. Поэтому решено, что Трешбот закончит свою жизнь красиво! Собственно, это и послужило поводом для «Burning Boat».

14.jpg

В последний путь

15.jpg

Всё готово

16.jpg

Катализаторы процесса

17.jpg

При спуске на воду лодка не почувствовала на себе брызги шампанского. Исправляем упущение

18.jpg

Прощай, Трешбот!

Часть 7

Трешбот сгорел, пора подвести итоги проекта, проанализировать результаты и рассмотреть перспективы.

19.jpg

Сразу отвечу тем, кто думает, мол «мужик ерундой страдает, лучше бы нормальную лодку сделал или купил». Я считаю, что потратил время на Трешбот не зря. Я получил бесценный опыт в управлении парусной лодкой, знаю на практике как она себя ведёт в разных условиях, освоил, пусть немного, способы настройки паруса. Теперь знаю чего хочу от своей будущей лодки. И самое главное, трешбот быстро и недорого позволил пережить незабываемые ощущения — и шторм, и штиль, и оверкиль.

Теперь, после лирического отступления перейдём к делу. Помимо основных доработок, сделанных к сезону-2014, в течение лета делались ещё небольшие улучшения.

  1. Румпель тёрся непосредственно о брус с осью, в результате чего место соприкосновения «разлохматилось», появился люфт руля, управлять лодкой стало труднее. Устранено путём обивки места контакта латунными пластинами.
    20.jpg

    21.jpg

  2. После замены вант на капроновые, а также после внезапного обрыва фала, изменён топ мачты — ванты крепятся к капроновым петлям, винтовой карабин заменён блоком, сам фал стал толще.
    22.jpg

    23.jpg

  3. Ранее шкот представлял собой просто верёвку, привязанную в середине гика. При сильном ветре удержать его в руке было довольно трудно. Поэтому переделана проводка шкота на кормовую с блоками. Расположение блока по центру гика оказалось неудобным.
    24.jpg

  4. Для усиления степс вместо шурупов посажен на болты.

В целом лодка своим требованиям соответствовала: перевозилась на крыше машины (такие лодки называют «картоп»), и переносилась одним человеком.

25.jpg

26.jpg

Корпус получился тяжеловатым — 34,5 кг, но я один мог его погрузить на машину. Лодка в сборе весила 51 кг, а снаряженная (с ЗИПом и веслом) — 54 кг.

«Кирпичеобразные» обводы корпуса тормозили воду как только можно — срывали поток на сломе борта, тянули воду погруженным транцем. Но тем не менее, при ветре около 8 м/с мгновенная скорость достигала 7 км/ч. А это 90% от теоретической максимальной скорости в водоизмещающем режиме.

27.jpg

28.jpg

Остойчивость корпуса шириной 1 м достаточная. Ни разу не приходилось откренивать, вывешиваясь наружу, вполне хватало простого сидения на наветренном борту, даже в-одиночку. При этом если кататься вдвоём, подветренный борт мог погружаться в воду. Однажды мы даже перевернулись — замешкались, когда в повороте оверштаг перелезали под гиком на другой борт. Всё-таки для двоих тесновато.

Из-за острого носа, корпус имеет малую плавучесть в носу, и иногда на фордевинде нос ныряет в воду. Если замешкаться, можно перевернуться через нос. Предпосылок к брочингу не замечено, возможно потому, что вовремя приводились. Кроме того, развала бортов нет, как, собственно, и самих бортов, и все брызги летят на палубу и в лицо. Впрочем, для разгоряченного адреналином организма это даже приятно.

Полиэтиленовая обшивка неизбежно получала повреждения. Я её особо не жалел — бывало и по веткам шкрябали днищем. Проколы заделывались скотчем на сухой лодке, но это не помогало — скотч не держится в воде. В итоге, при вытаскивании лодки на берег, под полиэтиленом раздувался пузырь из попавшей в корпус воды. И она весело струилась из всех щелей.

29.jpg

Всего Трешбот был на воде 7 раз, и прошёл 60 км.

По такой технологии — «деревянный силовой набор + пенопласт, обтянутый полиэтиленом», думаю, можно построить и более обтекаемый корпус. Понятно, что его срок службы не превысит 1-2 года, но это всё-таки «трешбот», «лодка из мусора».

Часть 8

Легкая рябь на реке, бликующая в лучах внезапно близящегося к концу лета не дает мне покоя. Тянет на воду, расправить парус и мчаться в закат. Но пока я диванный яхтсмен — старая лодка сожжена, а новая еще не построена, остается предаваться воспоминаниям и былом и думами о грядущем.

Пока грядущее материализуется своим чередом, былое внезапно всплыло в виде рассекреченного видео про старый-добрый «Трешбот»!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @TaMakSail, и Вы одним из первых будете узнавать о новых статьях на сайте, а также будете получать интересные заметки, ссылки и фотографии.

Интересная статья? Поделитесь ею с другими:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *