Парусник от А до Я. Статья 1. Курсы, галсы, повороты, лавировка

Парусник от А до Я. Цикл статейСтатья 2. Да здравствует вымпельный ветер!

Многих людей, пока еще не посвященных в секреты управления парусным судном, удивляет факт, что парусник может ходить не только по ветру, но и против.

Причем, против ветра парусник иногда ходит даже быстрее, чем по ветру.

Почему это возможно, мы рассмотрим позднее. А пока выясним, как называются курсы парусного судна (любого — от маленькой лодки-тузика, до огромного барка) относительно ветра, что такое галс, и какие маневры (повороты) относительно ветра может совершать парусник.

Курсы относительно ветра
Рис. 1. Курсы парусного судна относительно ветра

Иллюстрация, подобная той, что изображена на рис. 1, приводится в любой книге, посвященной управлению парусной яхтой. Мы, чтобы не нарушать чьи-либо авторские права, нарисовали ее сами. На ней изображена маленькая яхточка, оснащенная одним парусом, идущая разными курсами и разными галсами относительно ветра.

Когда мы утверждали, что парусник может идти против ветра, это было небольшой натяжкой. Прямо против ветра никакое парусное судно идти не может, оно может только против ветра стоять. Такое положение называется «левентик». Паруса при этом просто полощут, как флаги, а само судно начинает медленно двигаться назад (дрейфовать). К положению левентик понятие галс не применяют.

Название галса, которым идет парусник, определяется бортом, в который дует ветер. Если ветер дует в правый борт, то у нас правый галс, если в левый — это левый галс. Иногда определить борт, в который дует ветер затруднительно, например, на курсе «фордевинд» ветер дует сзади, в корму. В этом случае галс определяется по положению главного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то у нас правый галс, а если на правый борт, то у нас левый галс.

Правильно определить галс, которым идет судно, очень важно. Например, если есть угроза столкновения двух парусников, то, согласно Международным правилам предупреждения столкновения судов (МППСС), парусник, идущий левым галсом, должен уступить дорогу паруснику, идущему правым галсом.

Фордевинд — курс, при котором ветер дует прямо в корму. Для большинства парусников это самый неудобный и медленный курс. Почему? Об этом вы сможете прочитать в следующей статье. Так что подписывайтесь на рассылку или почаще заходите на сайт. 🙂

Бакштаг — ветер дует сзади-сбоку. Обычно это самый удобный курс для длительного крейсерского плавания.

Галфвинд (еще говорят «вполветра») — ветер дует сбоку. Для многих яхт это самый быстрый курс. Но увеличивается дрейф — снос яхты «под ветер». Это нужно учитывать при планировании перехода.

Бейдевинд — ветер дует спереди-сбоку. На этом курсе специально спроектированные спортивные парусники показывают самую высокую скорость — они могут идти быстрее скорости ветра. Но если вы просто катаетесь, то обычно детям и женщинам такой курс не нравится — ветер кажется гораздо более сильным и резким, чем он есть на самом деле, растет крен. Дрейф яхты на курсе бейдевинд самый большой.

Фордевинд и бакштаг относят к «полным курсам», а галфвинд и бейдевинд — к «острым курсам».

Гонщики различают еще такие курсы:

  • полный бакштаг — это почти фордевинд, но все-таки ветер дует чуть сбоку;
  • острый бакштаг — это почти галфвинд, но ветер все-таки дует не чисто в борт, а чуть в корму;
  • полный бейдевинд — судно идет чуть острее галфвинда;
  • острый (гоночный) бейдевинд — судно идет так круто к ветру, как только может.

На рис. 1 положение паруса на каждом курсе примерно соответствует тому, которое задают на настоящих яхтах. На полных курсах парусу позволяют максимально отклониться в сторону борта. А на острых курсах его, с помощью специальной снасти (шкота), подтягивают поближе к центру судна (к диаметральной плоскости).

На ходу парусник может менять курс относительно ветра. При этом, если курс меняется от полного (фордевинд, бакштаг) к острому (галфвинд, бейдевинд), то говорят, что судно «приводится». А если курс меняется от острого к полному — то судно «уваливается». Но приведение и уваливание не считается поворотом.

Поворотом на парусном судне называется смена галса.

Существует два типа поворотов.

  • Когда судно совершает поворот на полном курсе (меняет курс фордевинд правого галса на фордевинд левого галса или наоборот), то такой поворот называется «фордевинд» (поворот через фордевинд). Мы сейчас не будем описывать технику его выполнения. Но заметим, что этот поворот опасен тем, что парус очень резко перебрасывается на другой борт. И, если вовремя не пригнуться, можно получить травму от удара гиком — бруском или трубой, который идет по нижней стороне (шкаторине) паруса. Обычно рулевые заранее предупреждают о выполнении поворота.
  • Когда судно совершает поворот на остром курсе (меняет курс бейдевинд правого галса на бейдевинд левого галса или наоборот), то такой поворот называется «оверштаг» (поворот через штаг). При нем парус надувается плавно и риска удара нет. Но иногда, если яхта предварительно не набрала достаточную скорость, то она «зависает» в положении левентик и поворот не получается.

Поворот оверштаг позволяет паруснику прийти к цели, которая находится прямо против ветра от него. Судно просто идет не прямо на цель, а двигается зигзагом, время от времени меняя галс поворотом оверштаг (рис. 2). Такой прием называется «лавированием».

Лавирование
Рис. 2. Лавирование

В следующих статьях мы подробно, с рисунками, опишем технику поворотов и возможные осложнения.

Иногда в разговоре яхтсменов вы можете услышать слово «оверкиль» или «кильнуться» (поворот через киль). Этим словом в шутку называют опрокидывание яхты.

Оставляйте комментарии и вопросы к статье. Мы стараемся очень быстро отвечать и реагировать. Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новую статью.

© Максим (Seadog) Мурадян, 19.05.2017

Парусник от А до Я. Цикл статейСтатья 2. Да здравствует вымпельный ветер!

2 thoughts on “Парусник от А до Я. Статья 1. Курсы, галсы, повороты, лавировка

  1. «Але приведення і уваліваніе не рахується поворотом.» = > «Але приведення і звалювання не вважається поворотом.»
    «кермові» = > «стернові»

    1. Дякую. Моя українська мова не є досконалою, але я намагаюся…

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *