Парусник от А до Я. Статья 4. Рангоут и такелаж

Статья 3. Типы парусов

Парусник от А до Я. Цикл статей

В прошлой статье были вкратце рассмотрены различные типы парусов.

Теперь рассмотрим устройства, с помощью которых паруса могут быть установлены в правильном положении относительно ветра.

Эти устройства делятся на две большие группы:

  • Рангоут — жесткие элементы для постановки парусов. В прошлом рангоут изготавливался исключительно из дерева, из-за чего его элементы иногда называются ранго́утные дерева́. Сейчас рангоут чаше изготавливают из металлов (сталь — для больших парусников, и алюминиевые сплавы — для малых) или разных композитов (стекло- и углепластиков).
  • Такелаж — гибкие элементы (снасти) для установки и управления парусами. Изготавливаются из растительных и синтетических веревок (концов, тросов), стальных тросов и цепей (в местах с очень большими нагрузками). Иногда встречается неподвижный (стоячий) такелаж, выполненный из проволоки.

Частей рангоута и такелажа существует довольно много и конкретный парусник или яхта может содержать далеко не все из них.

Большую часть рангоута и такелажа можно рассмотреть на рисунке прекрасной бригантины (рис. 1).

Рис. 1. Бригантина
Рис. 1. Бригантина «Старина». Проект журнала «Катера и яхты». Элементы рангоута указаны черными надписями, элементы такелажа указаны синими надписями

Для деталей, которые на рис. 1 плохо видны или отсутствуют, будут приводиться другие рисунки.


Рассмотрим основные элементы рангоута.

Мачта

Эту конструкцию смогут узнать практически все (см. рис. 1)

Выглядит как труба, бревно или брус, поставленные вертикально на корпус судна. Является основой для монтажа других элементов рангоута и многих частей такелажа.

Верхний конец мачты называется топ, а нижний — шпор.

Некоторые типы парусов крепятся непосредственно к мачте (бермудские, шпринтовые и гафельные), другие типы напрямую с мачтой не связаны.

Краспица

Мачта с краспицами
Рис. 2. Мачта с краспицами

На рис. 2 видны горизонтальные отростки, между которыми натянуты тросики.

Это так называемые краспицы.

Благодаря ним и натянутым между ними тросикам мачта из простой вертикальной балки превращается в ферму. А подобные конструкции при той же прочности и жесткости, что и балки, обладают меньшей массой. Или при той же массе — большей прочностью и жесткостью.

Таким образом, краспицы позволяют применять тонкие и легкие мачты без потери надежности всей конструкции.

На совсем маленьких лодках краспицы не применяются — там проще чуть-чуть увеличить сечение мачты, чем усложнять конструкцию.

Стеньга

Уже упоминалось, что в прошлом мачты изготавливались из дерева. Из этого материала очень сложно изготовить цельную высокую мачту достаточной прочности. Поэтому на больших парусниках выше основных мачт (колонн мачт) устанавливали удлинители — стеньги (см. рис. 1). С мачтами стеньги связываются с помощью специального хомута, который называется эзельгофт.

Выше стеньги может устанавливаться еще один удлинитесь — брам-стеньга. А на самых больших кораблях может быть еще и бом-брам-стеньга.

На современных больших парусниках стальные мачты могут быть цельными, но традиционно их «этажи» продолжают называть — мачта, стеньга, брам-стеньга и бом-брам-стеньга.

Бушприт

Горизонтальный или наклонный элемент рангоута (см. рис. 1). Устанавливается на носу парусника. Служит для вынесения вперед стакселей и кливеров.

На небольших яхтах применяется редко — обычно для стилизации под старину или при необходимости перенести вперед центр парусности.

Рея (рей)

Горизонтальный элемент рангоута, подвешенный за середину к мачте или стеньге (см. рис. 1). Применяется для постановки прямых парусов. До XVIII века реи с прямыми парусами устанавливались и на бушпритах.

Иногда, даже на моторных судах, применяют небольшие реи не предназначенные для несения парусов. Их называют «сигнальными» и применяют для поднятия флагов, вымпелов и других сигналов.

Гик

Горизонтальный элемент рангоута (см. рис. 1), который одним свои концом (пяткой гика) через шарнир (вертлюг гика) или с помощью «усов» (рис. 3) крепится к нижней части мачты. А вдоль гика растягивается нижняя шкаторина косого паруса. Противоположный от пятки конец гика называется ноком гика.

 Усы гика или гафеля
Рис. 3. Усы гика или гафеля

Ракс-клоты — это маленькие деревянные шарики, нанизанные как бусы на короткую веревочку — шкертик. Они уменьшают трение и облегчают движение усов относительно мачты.

Существует еще один тип гика — гик-уишбон. Это изогнутый гик, состоящий из двух половин. Подобные применяются на виндсерферах, небольших яхтах с парусом, подобным виндсерферовскому, и больших яхтах со стаксельным вооружением.

Гик-уишбон
Рис. 4. Гик-уишбон

Также многие яхты оснащены так называемым спинакер-гиком. Он применяется для постановки большого вспомогательного паруса — спинакера. При этом гик применяется только для крепления галсового угла паруса, нижняя шкаторина вдоль гика не растягивается.

Спинакер-гик
Рис. 5. Спинакер-гик

Гафель

Это элемент рангоута, который применяется, как и следует из названия, для гафельных парусов (см. рис. 1).

По внешнему виду и назначению похож на гик, только размещается в верхней части мачты и служит для растягивания верхней шкаторины паруса.

Конец гафеля, который упирается в мачту, называется пяткой. А противоположный — ноком. Пятка гафеля снабжена усами, которые обеспечивают шарнирное соединение гафеля с мачтой (см. рис. 3).

Реек

Элемент рангоута, назначение которого аналогично гику и гафелю — растягивать шкаторины парусов.

Но, в отличии от гика и гафеля, он крепится к мачте не пяткой через шарнир или усы, а, подобно рею прямых парусов, просто подвешивается к мачте. Но не за середину, а ближе к переднему концу.

Эти детали применяются в рейковом (люгерном) и латинском парусном вооружении (рис. 6).

Люгерный парус
Рис. 6. Люгерный парус

Также рейки применяются для вооружения так называемых рейковых стакселей. При этом реек стакселя с мачтой вообще не связан.

Три варианта рейкового стакселя
Рис. 7. Три варианта рейкового стакселя

Шпринтов

Элемент рангоута, который растягивает четырехугольный косой парус по диагонали — от нижнего переднего (галсового) угла, к верхнему заднему (нок-бензельному) углу.

Из-за того, что шпринтов искажает форму паруса (рубит парус) когда ветер дует в парус со стороны, противоположной расположению шпринтова, такое парусное вооружение на одном галсе более эффективно, чем на другом.

Шпринтовое парусное вооружение
Рис. 8. Шпринтовое парусное вооружение

Теперь рассмотрим основные элементы такелажа.

Такелаж бывает

  • стоячий — предназначен для неподвижного удержания элементов рангоута в заданном положении; на небольших парусных лодках стоячего такелажа может и не быть;
  • бегучий — предназначен для подъема и уборки парусов и элементов рангоута и изменения их положения при управлении судном.

Ванты

Снасти стоячего такелажа, которые предохраняют мачту или стеньгу от падения в сторону борта (см. рис. 1). Проводятся с топа мачты к бортам.

Мачта или стеньга может поддерживаться несколькими вантами. Поперек вант могут быть расположены деревянные или веревочные ступеньки, называемые выбленки. Они применяются для того, чтобы при необходимости забираться на мачты.

Штаг

Снасть стоячего такелажа, предохраняющая мачту или стеньгу от падения назад (см. рис. 1). Проводится с топа мачты к носу или бушприту.

Штаги могут использоваться как опора для стакселей и кливеров. К штагам паруса крепятся с помощью специальных карабинов — раксов. Иногда штаги снабжают обтекателями (штаг-пирсами), в которых выполнены лик-пазы — продольные фигурные вырезы, в которые паруса заводятся так же, как и на мачты. Обычно штаг-пирсы применяются на гоночных яхтах, где требуется очень быстро производить замену передних парусов.

В последнее время часто применяют закрутки штагов — устройства, позволяющие закручивать паруса вокруг штагов. Благодаря этому парус (стаксель или кливер) можно легко убрать или зарифить (уменьшить его площадь при усилении ветра).

Изредка, вместо классического штага, изготовленного из троса, применяют жесткие штаги-подкосы.

Ахтерштаг (контрштаг)

Снасть стоячего такелажа, предохраняющая мачту от падения вперед. Проводится с топа мачты в корму.

Бакштаги

Парная снасть стоячего такелажа. Предохраняет мачту от падения вперед и служит для тонкой настройки парусного вооружения.

Проводятся бакштаги с топа мачты к борту в кормовой части корпуса (рис. 9).

Во время поворотов бакштаги мешают грота-гику переходить с борта на борт. Из-за этого приходится подветренный бакштаг отсоединять, а наветренный присоединять. (Наветренный — расположенный со стороны, откуда дует ветер, подветренный — расположенный со стороны, куда дует ветер).

Бакштаги обычно используют на гоночных яхтах — некоторая сложность в управлении компенсируется возможностью регулировать изгиб мачты и добиваться более высокой тяги парусов.

Бакштаги
Рис. 9. Бакштаги

Ромбованты

Эти снасти стоячего такелажа не удерживают мачту от падения, а придают жесткость и прочность.

Когда мы рассматривали краспицы (см. рис. 2), то упоминали тросики, натянутые между концами краспиц. Это и есть ромбованты. Вместе с мачтой и краспицами они создают ферму, которая гораздо более жесткая и прочная, чем просто круглая мачта, равного со всей этой конструкцией веса.


Рассмотрим основные снасти бегучего такелажа.

Практически каждый капитан парусного судна имеет собственное мнение о том, как лучше размещать и проводить эти снасти. Так что вариантов проводки бегучего такелажа— великое множество.

Фал

Снасть бегучего такелажа, предназначенная для подъема парусов, некоторых элементов рангоута, флагов, вымпелов и сигналов.

В зависимости от того, какой парус данный фал поднимает, получается полное название снасти — грота-фал, стаксель-фал, кливер-фал, бизань-фал и т. п.

На современных яхтах фалы часто проводя внутри полых мачт.

Нирал

Снасть бегучего такелажа. По своему назначению противоположна фалу — служит для спускания парусов.

На многих яхтах эта снасть отсутствует — при потравливании (отпускании) фала парус опускается под своим весом. Но иногда большие паруса (обычно стаксели и кливера) настолько сильно прижимаются ветром к штагам, что без дополнительных снастей их спустить не получается. В этих случаях и применяют ниралы.

Полное название нирала, как и название фала, зависит от названия паруса, к которому он относится — стаксель-нирал, кливер-нирал и т.п.

Гафель-гардель

Фактически эта снасть представляет собой фал, поднимающий пятку гафеля. Но традиционно ее называют гафель-гарделью.

Если судно имеет несколько гафельных парусов, то полное название каждой такой снасти будет: грота-гафель-гардель, фока-гафель-гардель, бизань-гафель-гардель.

Дирик-фал

Снасть бегучего такелажа, служащая для подъема нока гафеля, шпринтова или рейка до нужной позиции.

Таким образом, традиционно гафельный парус поднимают с помощью двух снастей — гафель-гардели и дирик-фала. В случае небольшого паруса может применяться только дирик-фал.

Для маленьких шпринтовых и рейковых парусов дирик-фал может не применяться.

Галс

Небольшая снасточка, которая крепит галсовый угол паруса (передний нижний для косых парусов). Иначе называют — оттяжка галсового угла.

Меняя натяжение галса можно производить тонкую настройку профиля паруса.

Оттяжка галсового угла (галс)
Рис. 10. Оттяжка галсового угла (галс)

Шкот

Снасть бегучего такелажа для управления положением паруса относительно ветра.

Если парус оснащен гиком, то его шкот — это короткая снасточка для крепления заднего нижнего (шкотового) угла. Ее еще называют оттяжкой шкотового угла. А управление парусом в этом случае осуществляется снастью прикрепленной к гику (основанной на гике). Такая снасть называется гика-шкот.

Шкот и гика-шкот
Рис. 11. Шкот и гика-шкот

В случае стакселей и кливеров шкот может быть парным — от одного шкотового угла паруса идут две снасти, по одной к каждому борту.

Стаксель со стаксель-шкотами
Рис. 12. Стаксель со стаксель-шкотами

Топенант

Снасть бегучего такелажа, которая позволяет регулировать положение реев (см. рис. 1), гиков, выстрелов и т. п.

Например, с помощью топенантов можно отрегулировать строго горизонтальное положение реи или приподнять гик грота.

Завал-тали

В статье «Курсы, галсы, повороты, лавировка» упоминалось, что поворот фордевинд может быть опасен — парус очень резко перебрасывается с одного борта на другой и можно получить травму от удара гиком.

Еще более опасным может быть непроизвольный поворот фордевинд, когда из-за ошибки рулевого ветер заходит с другой стороны, а к повороту никто не готов. В свежий ветер это может привести к серьезной аварии.

Чтобы этого не произошло применяют завал-тали — снасти, которые удерживают гик от перехода на другой борт. При необходимости выполнить поворот их отдают (отвязывают), а после поворота крепят на другом борту.

Обычно завал-тали применяют с гафельными парусами.

Эрнст-бакштаг

Это еще одна снасть, специфичная для гафельных парусов.

Применяется для управления положением гафеля относительно ветра (т. е. фактически это гафель-шкот).

Благодаря зрнст-бакштагу можно уменьшить скручивание гафельного паруса и увеличить его тягу.


Мы рассмотрели только самые основные элементы рангоута и такелажа.

На большом паруснике (толлшипе) этих элементов намного больше. А на маленькой яхте могут применяться только некоторые из них.

© Максим (Seadog) Мурадян, 04.07.2017

Анонс: тема следующей статьи «Тали, талрепы, юферсы».

«Научиться можно только тому, что любишь»
И. Гёте

Статья 3. Типы парусов

Парусник от А до Я. Цикл статей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *