Парусник от А до Я. Статья 3. Типы парусов

Статья 2. Да здравствует вымпельный ветер!

Парусник от А до Я. Цикл статей

 Статья 4. Рангоут и такелаж

Две предыдущие статьи касались в основном теоретических основ.

Теперь немного отдохнем от векторов и диаграмм и рассмотрим интересную тему — какие паруса может нести парусное судно, их достоинства и недостатки.

Вначале рассмотрим паруса, которые поднимаются на мачтах.

Все, существующие на данный момент паруса, можно разделить на две основные группы:

  • прямые
  • косые

Прямые паруса

Обычно имеют вид трапеции или прямоугольника и поднимаются симметрично относительно мачты (рис.1)

Прямой парус
Рис. 1. Прямой парус

Этот тип парусов прошел огромный путь эволюции, длительностью в несколько тысяч лет. И изменился от простого полотнища, способного двигать лодку строго по ветру, до достаточно сложной системы, которую можно применять на любых курсах относительно ветра и даже для лавирования (рис. 2).

Фок-мачта брига
Рис. 2. Фок-мачта брига

Этот тип парусов очень эффективен на полных курсах. Благодаря его симметричности устраняется рысканье судна на курсе фордевинд. Но управление прямыми парусами — это тяжелое и сложное дело, которое требует больших экипажей. Количество снастей для управления очень велико. Поэтому сейчас такие паруса в качестве основных применяются только на толлшипах (больших парусниках типа «Седова» и «Крузенштерна») и на яхтах, стилизованных под старину.

Примитивные прямые паруса, благодаря простоте изготовления из подручных материалов, могут быть полезны в качестве аварийных или вспомогательных на моторных лодках.

Например, описание вспомогательного прямого паруса для мотолодки (рис. 3) приводилось в журнале «Катера и яхты» №6 1983 (106).

Вспомогательный прямой парус для моторной лодки
Рис. 3. Вспомогательный прямой парус для моторной лодки

Теперь рассмотрим косые паруса.

Типов косых парусов существует довольно много. Все они устанавливаются не симметрично, относительно мачты. Поэтому такие паруса обладают общим недостатком — точка приложения силы тяги паруса находится не возле мачты, а смещена к борту. Особенно это проявляется на попутных курсах. Иногда даже возможен «брочинг» — самопроизвольный резкий разворот яхты в сторону ветра. Но достоинств у них больше — их легче поднимать и спускать, гораздо меньше снастей требуется для управления, гораздо более высокие характеристики на острых курсах по сравнению с прямыми парусами.

Вначале перечислим основные типы косых парусов, а потом рассмотрим подробнее их устройство и характеристики. Итак, косые паруса бывают:

  • шпринтовые,
  • латинские,
  • рейковые (люгерные),
  • гафельные,
  • бермудские.

И немного экзотики:

  • парус типа «джонка» (китайский рейковый),
  • парус типа «клешня краба».

Шпринтовый парус

Схема шпринтового парусного вооружения. Большой парус - шпринтовый грот, маленький парус - стаксель
Рис. 4. Схема шпринтового парусного вооружения. Большой парус — шпринтовый грот, маленький парус — стаксель

Имеет четырехугольную форму. Задний верхний угол (нок-бензельный) поддерживается с помощью специальной рейки — шпринтова.

Такой тип паруса существовал еще до нашей эры (сохранились рисунки). Во времена Римской империи, по непонятным причинам, был забыт. И снова возродился в средние века.

При правильной форме корпуса (наличии киля или шверта) позволяет ходить острыми курсами и лавировать.

В наше время такие паруса применяются на небольших лодках (например, детский олимпийский класс «Оптимист»). А также в качестве импровизированных аварийных и вспомогательных (рис. 5).

Аварийный шпринтовый парус
Рис. 5. Аварийный шпринтовый парус

Латинский парус

Латинский парус
Рис. 6. Латинский парус

Это тоже древний тип косого парусного вооружения. По-видимому изобретался много раз разными народами и в разных местах.

Европейцами применялся в качестве основного только на небольших и парусно-гребных судах (галерах). На больших кораблях его устанавливали в качестве бизани до XVIII века. Потом заменили на гафельный парус.

Но его очень широко применяли, и продолжают применять, на рабочих парусниках арабских стран.

Латинский парус в наши дни
Рис. 7. Латинский парус в наши дни

Этот парус позволяет ходить острыми курсами. Но его характеристики несколько ниже, чем у других косых парусов.

Преимуществом латинского паруса является то, что он быстро поднимается и опускается, а мачта может быть очень низкой при относительно большой площади паруса. Это удобно для парусно-гребных судов.

На маленьких парусных лодках (пляжных парусниках) сейчас довольно часто применяют так называемый «современный» латинский парус (рис. 8).

Рис. 8. «Современный» латинский парус

Благодаря наличию гика (рейки по нижней стороне — шкаторине — паруса) этот парус является более жестким, чем классический латинский, лучше держит форму. И имеет гораздо более высокие характеристики на острых курсах.

Рейковый (люгерный) парус

Рейковый (люгерный) парус
Рис. 9. Рейковый (люгерный) парус

Четырехугольный косой парус, который не имеет непосредственного крепления к мачте.

Этот парус знают и применяют в самых разных странах и частях света.

Исследователи спорят — произошел люгерный парус от латинского или это такое революционное превращение прямого паруса в косой. Лично мое мнение, что было по разному. В Европе латинский парус был не сильно распространен. Так что, скорее всего, рейковый парус произошел от прямого. А в арабских странах и Юго-Восточной Азии латинский парус был очень популярен. Наверное, там рейковый парус был изобретен как развитие латинского.

Этот парус имеет неплохие тяговые характеристики и очень простую конструкцию. Благодаря этому его любят самодельщики. Также рейковый парус легко изготовить из подручных средств в аварийном случае.

Гафельный парус

Гафельный парус
Рис. 10. Гафельный парус

Это четырехугольный парус, который передней стороной (шкаториной) крепится к мачте, а верхней шкаториной — к наклонному рейку, который называется гафелем. Нижний реек (гик) иногда не применяется.

Изобретен этот тип паруса был в XVII веке в Голландии. Он быстро стал самым популярным типом косого парусного вооружения, и был таким вплоть до начала XX века. Затем был вытеснен бермудским парусом. А сейчас снова становится популярным, особенно для крейсерских и семейных лодок.

Гафельный парус проигрывает бермудскому на острых курсах, но выигрывает у него на полных.

Бермудский парус

Бермудский парус
Рис. 11. Бермудский парус

Треугольный парус, передней шкаториной крепится к мачте, а нижней — к гику (иногда гика нет).

Это самый распространенный сейчас тип парусов.

Имеет очень высокие характеристики на острых курсах, но несколько худшие на полных.

Этот тип парусного вооружения требует более высокой мачты, чем другие, при той же площади. Из-за этого мачта имеет более сложную конструкцию и, соответственно, цену. Поэтому, если от яхты не требуется очень высоких лавировочных характеристик, сейчас снова стали применять гафельные паруса.

Кстати, считается, что бермудские паруса — это относительно недавнее изобретение. На самом деле они появились не намного позже гафельных. Просто первые гафельные паруса имели очень короткий гафель. В Европе его постепенно удлиняли, чтобы при той же мачте увеличить площадь парусности. А моряки Бермудских островов, наоборот, полностью устранили гафель. Но, пока парусники применялись в основном как рабочие и военные суда, высокие лавировочные характеристики не требовались, и бермудские паруса не были широко распространены. В XX веке парусники превратились в спортивные суда, а бермудские паруса стали массовыми.

Существуют еще паруса типа «скиф», «стриж», парус виндсерфера и т. п. Но все это подвиды бермудского паруса (рис. 12).

Слева - парус
Рис. 12. Слева — парус «скиф», справа — парус «стриж»

Парус джонки (китайский рейковый)

Джонка
Рис. 13. Джонка

Этот парус считают китайским, хотя он использовался и продолжает применяться по всей Юго-Восточной Азии. Изготавливают такие паруса не только из ткани, но и из бамбуковых плетенок (циновок).

Он похож на европейский рейковый парус, но, кроме верхнего рейка, имеет еще и несколько промежуточных рейков, которые управляются каждый своим шкотом. Благодаря этому, можно очень точно регулировать закрутку паруса по высоте, добиваясь максимальной тяги.

По поводу этого паруса часто возникают споры. Одни считают, что этот парус отличается очень высокими характеристиками и удобством в управлении, другие так не считают. Иногда именитые яхтенные конструкторы экспериментируют с парусом джонки. Результаты бывают разными. Во всяком случае, пока этот парус к массовым не относится.

Парус «клешня краба»

Парус
Рис. 14. Парус «клешня краба»

Еще один экзотический парус родом с островов Тихого океана.

Впрочем, я сомневаюсь, что его стоит выделять в отдельный тип — уж очень сильно этот парус похож на современный латинский, только с очень сильно вогнутой задней шкаториной и почти вертикальным положением верхнего рейка.

Возник парус «клешня краба» в условиях крайнего недостатка ресурсов. Отсюда и появилась сильно вогнутая задняя шкаторина — ткань, из которой паруса шили, не способна держать форму, сильно тянется. Чтобы противостоять этому и придают парусу характерную форму.

На форумах не прекращаются словесные войны по поводу качеств паруса «клешня краба». Одни высказывают мнение, что это самый лучший парус для небольшой лодки, другие — что это тряпка, которую применяют просто потому, что ничего другого нет.

Надеюсь, что вы теперь сможете определить тип паруса, поднятого на мачте какой-либо яхты.

Рассмотрим паруса, подымаемые на штагах.

Для начала, что такое штаг? Штаг — это растяжка, удерживающая мачту от падения назад.

Примерно в XV — XVI веках голландцы придумали поднимать на этих канатах паруса. Сейчас эти паруса называют стакселями. Бывает, что поднимают несколько стакселей, тогда передние называют кливерами (рис. 15).

1 - грот, 2 - стаксель, 3 - кливер
Рис. 15. 1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер

Стаксели могут применяться вместе с любым типом парусов на мачте.

Вначале эти паруса были очень небольшими и имели сугубо вспомогательное значение. Но потом оказалось, что квадратный метр стакселя развивает большую тягу, чем квадратный метр паруса, поднимаемого на мачте (грота). Это происходит из-за того, что мачта искажает поток ветра.

В результате площадь стакселей стала расти. И сейчас нередко применяют генуи (генуэзские стаксели), площадь которых больше площади гротов. Т.е. в некоторых случаях именно стаксель вырабатывает основную тягу на парусной яхте.

Иногда конструкторы создают яхты, вооруженные только стакселями. Но проблема в том, что при усилении ветра штаг провисает, форма стакселя искажается, и тяга падает. Поэтому чисто стаксельное вооружение не слишком популярно.

Мы рассмотрели типы основных парусов.

Существует довольно много разных вспомогательных парусов: спинакеры, геннакеры, апсели, топсели, блуперы и т. д. О них мы поговорим в одной из следующих статей.

В конце хотелось бы обратить ваше внимание на следующее: парусное судно — это конструкция, в которой все взаимосвязано. И ходовые качества (скорость, способность идти круто к ветру) зависят не только от типа применяемых парусов. Если установить самые дорогие и высокоэффективные паруса на неподходящий корпус, то результат может оказаться хуже, чем при применении более простого вооружения.

А пока анонс: тема следующей статьи «Рангоут и такелаж».

«Научиться можно только тому, что любишь» И. Гёте

© Максим (Seadog) Мурадян, 27.05.2017

Статья 2. Да здравствует вымпельный ветер!

Парусник от А до Я. Цикл статей

Статья 4. Рангоут и такелаж

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *