Морской словарь

В круглых скобках возле русского термина указывается перевод на английский язык. В квадратных скобках приводится уточнение, если одним термином обозначаются разные понятия.

Последнее обновление: 12.08.2017

Все | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

All | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

Категории

ВсеНавигацияТеория паруса
Курс относительно ветраМаневрыТакелаж
Парусное вооружение РангоутТеория корабля 
Устройство паруса

Морской словарь (60)

От голл. mast — элемент рангоута, вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая стоячим такелажем, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.

Трос, часть стоячего такелажа, удерживающий мачту в вертикальном положении и оттягивающий ее назад и вбок.

Бакштаги
Автор рисунка: Masurсобственная работа., CC BY 2.5, Ссылка

От голл. bakstag — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку. Выделяют курс полный бакштаг, при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°). Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует

Совокупность всех подвижных снастей судна. Один конец снасти бегучего такелажа (коренной) закреплен неподвижно. За второй, свободный конец (ходовой) производится тяга либо непосредственно, либо через блоки, юферсы, коуты, коуши с образованием талей. Бегучий такелаж служит для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов.

В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

От голл. bij de wind, или на ветер — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5—10°), работает полностью как аэродинамическое крыло.

Лучшие парусные суда ходят под углом 30—35° к направлению вымпельного ветра (гоночный бейдевинд или англ. Close-hauled). Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.

Треугольный косой парус, передняя шкаторина которого растягивается по мачте, а нижняя по гику.

На данный момент является наиболее распространённым типом паруса на яхтах. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам на острых курсах является бесспорным лидером.

Ветер, представляющий собой векторную сумму истинного ветра и курсового ветра.

Истинный, курсовой и вымпельный ветер на разных курсах и при разных собственных скоростях яхт
Истинный (синяя стрелка), курсовой (оранжевая стрелка) и вымпельный (красная стрелка) ветер на разных курсах и при разных собственных скоростях яхт

Вымпельный ветер всегда острее, чем истинный (кроме курса фордевинд).

Скорость вымпельного ветра на полных курсах (фордевинд, бакштаг) ниже, чем истинного, а на острых (галфвинд, бейдевинд) — выше.

Курс парусного судна относительно ветра. Если ветер дует с правого борта, то говорят, что судно идет правым галсом. Если ветер дует с левого борта — то левым. Сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая.

Короткая снасть (конец, веревка), при помощи которой удерживается на нужном месте нижний наветренный угол паруса (нижний передний для косых парусов).

От голл. halve wind, или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости (ДП) судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

От голл. gaffel (букв. — вилы) — наклонный элемент рангоута, поднимаемый по мачте и упирающийся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косого четырехугольного (гафельного) паруса и крепления шкотового угла топселя. Также на гафеле могут подниматься сигналы и флаги.

На схеме: 1. Гик 2. Гафель 3. Мачта 4. Слаблинь 5. Шпрюйт 6. Дирик-фал 7. Гардель 8. Бейфут
CC BY-SA 3.0, Ссылка

Четырехугольный косой парус в форме неправильной трапеции, который верхней шкаториной крепится к гафелю, передней шкаториной — к мачте, а нижней — к гику. Иногда гик отсутствует.

Иногда неправильно пишут «Генакер».

Дополнительный парус, «гибрид» генуи (генуэзского стакселя) и спинакера. Иногда называют «ассиметричным спинакером», еще реже встречается название «блистер».

Несмотря на то, что геннакер имеет меньшую площадь, чем спинакер, он может успешно заменить спинакер в большинстве случаев.

Геннакер хорошо работает на курсах от галфвинда до фордевинда.

От голл. giek (букв. — палка) — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна. По гику растягивается нижняя шкаторина косого паруса (грота, фока или бизани) с помощью шкота (например, грота-шкота). Также эту снасть называют оттяжкой шкотового угла. В зависимости от названия паруса, который по нему растянут, гик получает дополнительное название: грота-гик, фока-гик и т. п.

Вооружение гика 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 − оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика
Автор: ThoKay 13:38, 11 November 2007 (UTC) — собственная работа, CC BY 3.0, Ссылка

Снасть бегучего такелажа. Крепится за гик грота, фока или бизани и служит для управления положением паруса относительно ветра.

От голл. groot — нижний прямой парус на грот-мачте парусного судна. Если на грот-мачте нет прямых парусов, то гротом называют нижний косой парус. На одномачтовых судах гротом, как правило, называется задний парус.

1 - грот, 2 - стаксель, 3 - кливер
1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер

Четырехугольный косой парус, похожий на европейский рейковый (люгерный) парус. Но, кроме верхнего рейка, имеет несколько промежуточных рейков, каждый из которых управляется своим шкотом.

Такие паруса применялись и продолжают применяться по всей Юго-Восточной Азии.

Изготавливают их не только из ткани, но и из бамбуковых циновок.

Вертикальная продольная плоскость, представляющая плоскость симметрии корабля (судна). Диаметральная плоскость (ДП) проходит через всю длину судна и делит его на две симметричные части. Входит в число основных точек, линий и плоскостей теоретического чертежа. Задаёт направление для отсчёта горизонтальных углов в системе координат, привязанной к судну.

ДП - диаметральная плоскость судна
ДП — диаметральная плоскость судна

Существующий в природе ветер, который мы ощущаем, когда стоим неподвижно.

Косой парус, похожий на «современный» латинский парус. Прямой перевод названия этого паруса с английского языка — «Океанический латинский парус».

Имеет сильно вогнутую заднюю шкаторину, что и придает такому парусу характерную форму.

Применяется для вооружения аутригерных каноэ (проа) и классических катамаранов на островах Тихого океана.

От голл. нидерл. kluiver — косой треугольный парус, прикреплённый к снасти, идущей от мачты к бушприту. На больших парусных кораблях может быть несколько кливеров.

Очень часто кливера путают со стакселями. Отличие между ними заключается в том, что нижняя шкаторина стакселя находится над палубой. Нижняя шкаторина кливера обычно находится над бушпритом.

По английски и стаксель и кливер называют одним словом — Jib.

1 - грот, 2 - стаксель, 3 - кливер
1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер

Парус, который ставится в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеет много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяет судну идти круче к ветру, под углом до 20°.

Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на север (N, норд).

Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°. До середины XIX в. было принято измерение в румбах от 0 (норд, N) по часовой стрелке до 31 (норд-тен-вест, NbW). В зависимости от метода измерения различают:

  • Истинный курс — угол относительно истинного (географического) норда.
  • Магнитный курс — угол относительно магнитного норда. Поскольку магнитный полюс Земли не совпадает с географическим, магнитный курс отличается на величину магнитного склонения в месте замера.
  • Компа́сный курс — угол относительно компасного норда. Компас, независимо от принципа, указывает не на истинный или магнитный норд, а несколько в сторону. Компасный курс отличается от истинного на величину поправки компаса.

Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

Курсы относительно ветра

Ветер, образующийся при движении.

Курсовой ветер направлен всегда встречно движению, а его скорость равна скорости движения.

Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с прямо против ветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот оверштаг.

Лавировка

Также различают лавировку по ветру, когда парусное судно для следования точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ достижения подветренной цели быстрее.

Косой парус, имеет вид прямоугольного треугольника. Верхняя шкаторина (гипотенуза) крепится к рейку, наклоненному вперед.

В наши дни на небольших парусниках нередко применяется так называемый «современный латинский парус». Кроме рейка, этот тип паруса имеет гик. Благодаря этому повышается жесткость и управляемость всего парусного вооружения.

Положение яхты носом строго против ветра.

На небольших парусных лодках, где применяются свободностоящие мачты (без стоячего такелажа), можно привести парус в положение левентик без разворота лодки. При этом паруса находятся в нерабочем положении, передней шкаториной прямо против ветра, и полощут.

Курс парусного судна относительно ветра, когда ветер дует со стороны левого борта, а главный парус (грот) вынесен на правый борт.

Снасть бегучего такелажа, предназначенная для уборки косого паруса.

Чаще всего применяется для больших стакселей и кливеров, поскольку из-за воздействия ветра, даже при отданном фале, такие паруса могут не пойти вниз под действием собственного веса.

Поворот (смена галса).

При этом маневре нос парусного судна пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с косым парусным вооружением. Для судов с прямыми парусами такой маневр требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса нужно брасопить на другой галс в определенной последовательности и строго вовремя: паруса на бизань-мачте выносятся на ветер первыми, и помогают привестись. Паруса на фок- и, менее критично, грот-мачте переносятся при проходе через линию ветра, и помогают увалиться. В противном случае судно может «пропустить левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.

Курс относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра 90° и меньше. К острым курсам относятся галфвинд и бейдевинд.

Короткая снасть, которая крепится к шкотовому углу косого паруса и растягивает парус вдоль гика.

Может называться шкотом (грота-шкотом).

Ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.

Как правило, парус является частью парусного вооружения и используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа. Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте — например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае, также он приводит в движение колесные и ледовые буера.

Совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа, обеспечивающая перемещение такого судна (или корабля) при отсутствии течения.

Курс относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра больше 90°. К полным курсам относятся фордевинд и бакштаг.

Курс парусного судна относительно ветра, когда ветер дует со стороны правого борта, а главный парус (грот) вынесен на левый борт.

Изменение курса относительно ветра, когда курс меняется от более полного к более острому без смены галса (поворот не выполняется).

Приведением будет считаться, например, изменение курса от бакштага к бейдевинду.

Парус, который ставится поперек судна и крепится к рею, который поднимается на мачте или стеньге. Имеет вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых курсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт.

Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли, барки, баркентины, бриги и бригантины. Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов.

Прямой парус

Ранго́утное де́рево, ранго́утные дерева́ (от голл. rondhout — круглое дерево) — общее название жестких элементов для постановки парусов (мачта, стеньга, гик, гафель, реек, бушприт), выполнения грузовых работ (грузовые стрелы), подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали, алюминиевых сплавов, пластика и композитных материалов.

Элемент рангоута, небольшая рейка или трубка, подвешенная к мачте и предназначенная для крепления парусов. Применяется в латинском и рейковом (люгеном) парусном вооружении.

Элемент рангоута, подвешенный за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.

Прямой парус

Четырехугольный косой парус. Верхней шкаториной крепится к рейку, а нижней — к гику.

В морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.

В конце 1980-х годов обозначение востока O (нем. Ost, нидерл. oost) было заменено на E (англ. East).

Румбы как направления имеют собственные названия (компонент «тень» заимствован из нидерландского, где он является предлогом, слившимся с артиклем дательного падежа — te + den = ten).

Роза румбов
Роза румбов
Автор: Brosen_windrose.svg: Brosenderivative work: Auanika (talk) — Brosen_windrose.svg, CC BY 2.5, Ссылка

Четыре основных румба:

  • North — Север
  • East — Восток
  • South — Юг
  • West — Запад

Четыре румба, производных от основных:

  • North-West — Северо-запад
  • North-East — Северо-восток
  • South-East — Юго-восток
  • South-West — Юго-запад

Обозначения румбов, отстоящих от основных на 11,25 градусов (1/32 полной окружности), получаются из обозначений одного из восьми выше перечисленных румбов, с добавлением после них слова «тень» и названия основного направления, к которому отклоняется румб.

Обозначения румбов, отстоящих от основных на 22,5 градуса (1/16 полной окружности), получаются из обозначений производных от основных румбов, с добавлением перед ними названия основного направления, к которому отклоняется румб.

Трос, конец, веревка применяемая для подъёма (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Дополнительный парус, применяемый вместе с бермудским вооружением на полных курсах (фордевинд, бакштаг). Изготавливается из легкой ткани, имеет очень выпуклую форму. По принципу действия и внешнему виду похож на парашют.

Спинакер

Элемент рангоута для закрепления наветренного угла спинакера.

Спинакер-гик

От нем. stagsegel, «штаговый парус» — треугольный парус. Ставится передней шкаториной на штаг — снасть стоячего такелажа судна, поддерживающего мачту спереди от падения назад.

В общем случае — треугольный косой парус, поднимаемый по штагу между мачтами или впереди фок-мачты. Сходный по виду и назначению парус, поднимаемый по лееру на бушприте, называется кливером.

Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.

1 - грот, 2 - стаксель, 3 - кливер
1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер

«Удлинитель» мачты.

Выше стеньги может устанавливаться еще один удлинитесь — брам-стеньга. А на самых больших кораблях может быть еще и бом-брам-стеньга.

На современных больших парусниках стальные мачты могут быть цельными, но традиционно их «этажи» продолжают называть — мачта, стеньга, брам-стеньга и бом-брам-стеньга.

Стеньга выделена красным

Совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

От голл. takelage (от takel — оснастка) — общее название всех снастей (концов, веревок) на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами.

  1. Косой четырехугольный парус (обычно гафельный), который используется на шхунах в качестве основного паруса (фока, грота, бизани…), и вспомогательного паруса на судах со смешанным и прямым парусным вооружением (фор-трисель, грот-трисель…).
  2. На небольших яхтах трисель – это треугольный штормовой парус небольшой площади из толстой и прочной ткани, поднимаемый вместо бермудского или гафельного грота.

Штормовой трисель

Если курс парусного судна меняется от более острого к более полному без поворота (смены галса), то говорят, что судно «уваливается под ветер» или просто «уваливается».

Снасть, элемент бегучего такелажа, предназначенный для подъема парусов, элементов рангоута, флагов, вымпелов, сигналов.

В зависимости от назначения фал получает дополнительное название — грота-фал, стаксель-фал, дирик-фал, сигнальный фал.

От голл. voor de wind, или по ветру — курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.

Фордевинд — тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха (курсового ветра).

На курсе фордевинд невозможно определить галс судна по направлению ветра, поскольку втер дует не в борт, а в корму. Из-за этого галс определяется по положению основного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то судно идет правым галсом, если грот вынесен на правый борт, то судно идет левым галсом.

Маневр, при котором яхта меняет галс, пересекая линию ветра кормой, через курс относительно ветра фордевинд (ветер дует строго в корму).

Кромка (край) паруса, которую обшивают (ликуют) тросом (ликтросом) для того, чтобы парус не разрывался. В зависимости от формы паруса у него может быть от трёх до пяти шкаторин. Как правило, шкаторина треугольного или гафельного паруса, проходящая между фаловым (передним верхним) и галсовым (передним нижним) углом, называется передней. Передней шкаториной треугольный парус крепится к рангоуту или такелажу.

Прямой и латинский паруса ставится на рангоут верхней шкаториной.

Гафельный парус ставится на рангоут в большинстве случаев верхней шкаториной (на гафель), передней шкаториной (на мачту) и нижней шкаториной (на гик). Иногда гик отсутствует.

Снасть, служащая для управления положением паруса относительно ветра. Основывается (крепится) в нижних углах прямых парусов и в заднем нижнем (шкотовом) углу косых парусов.

Полное название шкота зависит от названия паруса, к которому он прикреплен — грота-шкот, стаксель-шкот, бизань-шкот и т.п.

Если парус (напримар, грот) снабжен гиком, то грота-шкот — это короткая снасть, которая крепится к шкотовому углу и растягивает парус вдоль гика (ее еще могут назвать оттяжкой шкотового угла). Управление положением паруса в этом случае осуществляется гика-шкотом.

Тонкий шест, упирающийся одним концом в петлю специальной снасти в нижней части мачты, а другим в верхний угол (нок-бензельный) четырехугольного косого (шпринтового) паруса, растягивая последний по диагонали.

Четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний (нок-бензельный) угол одним концом и в специальную снасть (оттяжка шпринтова) в нижней часть мачты — другим.