Стеньга (Topmast)

«Удлинитель» мачты.

Выше стеньги может устанавливаться еще один удлинитесь — брам-стеньга. А на самых больших кораблях может быть еще и бом-брам-стеньга.

На современных больших парусниках стальные мачты могут быть цельными, но традиционно их «этажи» продолжают называть — мачта, стеньга, брам-стеньга и бом-брам-стеньга.

Стеньга выделена красным

Снасть (Rope)

Трос, конец, веревка применяемая для подъёма (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Стоячий такелаж (Standing rigging)

Совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Стаксель (Jib)

От нем. stagsegel, «штаговый парус» — треугольный парус. Ставится передней шкаториной на штаг — снасть стоячего такелажа судна, поддерживающего мачту спереди от падения назад.

В общем случае — треугольный косой парус, поднимаемый по штагу между мачтами или впереди фок-мачты. Сходный по виду и назначению парус, поднимаемый по лееру на бушприте, называется кливером.

Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.

1 - грот, 2 - стаксель, 3 - кливер
1 — грот, 2 — стаксель, 3 — кливер